Транспортировка грузов водными транспортными средствами может производиться по морю или реке. Стоимость данного метода перевозки относительно невысокая, и это главная причина его популярности, несмотря на наличие такого недостатка, как долгие сроки доставки.

Если у грузовладельца нет цели доставить товар срочно, не перевозится скоропортящаяся продукция, то доступная, хоть и медленная транспортировка речным способом будет неплохим бюджетным вариантом. На сегодняшний день крупные производства и торговые компании зачастую выбирают доставку тяжелых грузов и негабарита по реке именно по причине низкой стоимости.

Особенности перевозок грузов речным способом

Транспортировка грузов по рекам имеет не менее древнюю историю, как и водные доставки по морю. Но для такого способа характерны свои нюансы и сложности. Это, в первую очередь, обусловлено тем, что русла рек и, следовательно, судовой фарватер периодически меняются из-за колебаний уровня воды, связанных с сезонными особенностями. Также есть периоды, когда реки пересыхают или замерзают, тогда грузоперевозки водным транспортом приостанавливаются. Именно по этой причине речные доставки более непредсказуемы, нежели морские.

Но в странах с большой территорией, в том числе в России, и наличием рек, которые пригодны для перевозки грузов водным транспортом, такой способ транспортировки весьма актуален и востребован. При помощи рек можно осуществлять доставку полезных ископаемых, зерновых культур, нефти, стройматериалов, бытовых товаров, а также крупногабаритного оборудования. На большой барже возможно размещение спецтехники и инженерных конструкций различных размеров и веса для перевозки в необходимый город России. Больше трудностей вызовут погрузочно-разгрузочные работы крупногабаритных грузов, нежели сама доставка.

Виды водных транспортных средств России для речной перевозки грузов

Внутренний водный транспорт нашей страны делится на несколько видов судов, в зависимости от того, доставка какого груза осуществляется:

  1. Балкеры (сухогрузы) – используются для перевозки сыпучего груза (песок, зерновые культуры, рудные ископаемые). Отличительная особенность такого водного транспорта – наличие выгрузных люков, которые расположены по всему периметру.

  2. Контейнеровозы. На их палубе устанавливают ж/д контейнеры евроформата. Контейнерные речные перевозки представляют собой востребованную услугу транспортных компаний, поскольку стоимость ее невысока, а погрузка и разгрузка не требуют сложных манипуляций.

  3. Танкеры. Применяются для перевозки таких грузов, как нефть, сжиженный газ, растительные масла.

  4. Суда, которые предназначены для речной доставки товаров с самостоятельной загрузкой.

Преимущества речных перевозок

Грузоперевозки речным транспортом имеют следующие плюсы:

  1. Возможность использовать естественные водные пути (первоначально в обустройство речного пути потребуется вложить в 6-7 раз меньше средств, нежели на строительство железных и автомобильных дорог аналогичной длины и пропускной способности).

  2. Невысокая себестоимость перевозки водным транспортом. 

  3. Низкие удельные затраты энергии.

  4. Удельный расход топлива намного меньше, чем на авто- и авиатранспорте.

  5. Большая грузоподъемность водного транспорта. 

  6. Большая провозная способность глубоководных путей (к примеру, на Волге при глубине фарватера, составляющей от 120 до 140 см, провозная способность вдвое выше в сравнении с двухпутной ж/д линией).

  7. Универсальность – возможность перевозить любые виды грузов.

  8. Меньшая металлоемкость на одну тонну грузоподъемности.

Недостатки речных перевозок

Речные перевозки имеют и немалое количество минусов, к которым относится:

  1. Медленная доставка грузов.

  2. Транспортировать товары водным путем можно не во все сезоны. Продолжительность навигации в РФ составляет: 120-150 дней для северных регионов из-за ледостава, для южных – 200-240 дней из-за обмеления речных путей. В Америке, Германии удельный вес таких транспортных средств выше, поскольку здесь продолжительность составляет 10-11 месяцев в году.

  3. В некоторых случаях ограничением транспортировки является определенное время суток.

  4. Зависимость от погоды.

  5. На извилистых реках путь следования увеличивается и, следовательно, срок доставки. 

  6. Направление течения водного пути и главных массовых грузопотоков часто не совпадает. Реки в России имеют в большинстве случаев меридиальное направление и позволяют совершать перевозки грузов между северными и южными регионами. При этом главные грузопотоки локализованы в широтном направлении, то есть проходят с Востока на Запад. Из-за этого требуется комбинирование видов транспортных средств, применение мультимодальных перевозок, например, железнодорожно-водных.

  7. Из-за того, что речные бассейны замкнуты, обслуживаемая территория ограничена.

  8. Из-за ступенчатой глубины не всегда возможно использовать водный транспорт с большой грузоподъемностью, либо необходимо делать дополнительные перевалки при использовании большегрузных судов.

  9. Многие реки сильно загрязнены.

Несмотря на то, что речные перевозки имеют большое количество недостатков, зачастую они становятся целесообразным способом транспортировки грузов на дальние расстояния. В первую очередь, из-за низкой стоимости, которую устанавливают транспортные компании на данную услугу.