Каждый грузоперевозчик берет на себя обязательство доставить груз в целости и сохранности. Но от форс-мажора и ошибок никто не застрахован. Что делать заказчику, если его груз был утерян или испорчен, читайте дальше в нашей статье.

Кто несет ответственность за груз во время транспортировки

В статье №796 Гражданского Кодекса РФ сказано, что компания-грузоперевозчик, как исполнитель, является ответственной за товарно-материальные ценности, которые принимает для грузоперевозки. Как исключение, обстоятельства, произошедшие по независящим причинам, например, в результате военного конфликта или стихийного бедствия. Если проблемы с грузом возникли в результате аварии, то рассмотрением ситуаций занимается суд, так как не каждая из них может быть отнесена к форс-мажору.  

Порча и утрата груза

Порчей называется повреждение товара, при котором он утрачивает изначальный внешний вид и свойства. Такой товар утрачивает свои потребительские характеристики и считается испорченным. 

Причины порчи груза

  • Несоблюдение рекомендаций и правил перевозки товаров определенных типов.
  • Механические повреждения в процесс погрузочно-разгрузочных работ, аварии.
  • Нарушение целостности фирменной упаковки или самого товара другими грузами, перевозимыми в одном кузове, трюме, багажном отделении. Причина проблемы – неправильно закрепленные или вообще не закрепленные грузы.
  • Воздействие атмосферных осадков.
  • Несоблюдение температурного режима во время транспортировки. 

Утрата или потеря груза является очень неприятной ситуацией для всех участников доставки товара.

Как заказчику избежать проблем с грузом

Во время грузоперевозки заказчик товара практически не может оказать влияния на то, чтобы груз был все-таки доставлен в полном объеме, не имел без повреждений и не был испорченным. Чтобы не потерять деньги, владельцу нужно оформить страховку на груз. Покупка страхового полиса не является обязательной, но позволит возместить убытки, которые понес получатель. 

Действия заказчика, если груз был утерян или испорчен: пошаговая инструкция

  1. Составление акта, где указывается причина порчи, повреждения, недостачи или полной утраты груза. Описание ситуации должно быть максимально подробным, желательно с фото и видео фиксацией. При этом получатель не подписывает накладную о приемке товара, но делает в ней отметку о составлении акта. 
  2. Оповещение страховой фирмы. Телефоны, по которым можно позвонить страховщикам, указаны на полисе. Кроме того, в страховке должен быть прописан порядок действий клиента, когда наступил страховой случай. Если договором о страховании не предусмотрены другие сроки, то уведомить страховщика нужно в течение 24 часов. 
  3. Составление претензий в адрес компании-перевозчика. Данный пункт имеет место быть, если груз так и не доехал до получателя. Претензия подается грузоперевозчику не позднее, чем через 12 месяцев. Перевозчик должен дать ответ не позже, чем через месяц. По истечении этого периода заказчик может отправиться в суд с иском, независимо от того, какая была ситуация, и какой ответ дала транспортная компания. 
  4. Подача иска в суд. На данном этапе заказчик должен собрать все транспортные документы, приложить к ним копии актов и претензий.
  5. Составление заявления о краже. Пункт выполняется, если утеря груза связана с хищением, которое произошло в результате нападения на автомобиль, и водитель своевременно подал заявление о происшествии в отделение полиции. 

Если получатель подозревает или располагает точными данными о недостаче товара, то с данной проблемой также обращается в полицию с заявлением, к которому прилагаются следующие бумаги:

  • транспортная накладная;
  • договор с компанией-перевозчиком на оказание услуг;
  • документы, подтверждающие, что конкретный товар был куплен и оплачен;
  • страховой полис на груз;
  • документы на транспортное средство и копию удостоверения водителя. 

Документы для возмещения ущерба

Подтверждением, что транспортная компания осуществляла перевозку груза, является накладная (авиационная, железнодорожная или CMR – автомобильная) или коносамент – при доставке морем. К накладной прилагается договор между перевозчиком и заказчиком, а также акт. Данные документы послужат доказательством того, что:

  • факт грузоперевозки принимается как свершившийся;
  • доставка была выполнена конкретным перевозчиком, транспортом и водителем;
  • состояние груза или его количество претерпело существенные изменения с момента, как товар был принят к транспортировке.  

Накладная используется судом для обоснования стоимости груза и расчета компенсационных выплат. 

Размер выплат

За проблемы с грузом, которые возникли при транспортировке, грузоперевозчик несет следующую финансовую ответственность:

  • за утерю или недостачу получателю выплачивается стоимость утраченного или недостающего товара;
  • если груз поврежден, то заказчик получает сумму, на которую уменьшилась первоначальная цена товара;
  • за утрату груза, который сдан грузоперевозчику с объявлением ценности, размер выплат составляет указанную сумму, если не будет доказано, что она является выше или ниже фактической стоимости товара.

Если же повреждения товара настолько серьезные, что он не может быть использован по назначению, то заказчик может письменно отказаться от его получения и потребовать возмещение, как за утраченный груз.

Если потерянный или недостающий товар будет найден, но грузоперевозчик уже погасил сумму возмещения, то заказчик может потребовать выдачу груза, при этом полностью вернув транспортной компании полученные выплаты. 

Совет для заказчиков

Для перевозки груза следует обращаться в крупные компании, которые уже много лет и успешно работают на рынке транспортных услуг, имеют соответствующую лицензию. В обязательном порядке нужно внимательно читать договор, особенно текст, написанный мелким шрифтом. Если в документе будут пункты типа «Перевозчик не несет ответственности за груз», то услугами такой фирмы лучше не пользоваться, так как претензии по такому договору не будут приняты судом, а заказчик только потеряет деньги (за груз + судебные издержки), время и нервы.