Погодные условия являются важнейшим фактором, определяющим возможность перевозки груза воздушным транспортом. Если по причине нелетной погоды рейс был задержан или отменен, то сделано это из соображений безопасности, чтобы не случилось потери груза и самолета с экипажем. 

Перед полетом погодные условия (в авиации – метеорологический минимум) тщательно анализируются группой специалистов, которые и принимают решение о возможности полета.

Для оценки метеоминимума рассматриваются следующие факторы:

  • скорость и направление ветра, изменчивость параметров;
  • прозрачность воздуха и дальность видимости;
  • высота расположения облаков;
  • коэффициент сцепления шасси с поверхностью взлетно-посадочной полосы.

Специалистами рассматривается метеорологическая ситуация в пунктах вылета и прибытия.

Разновидности метеоминимумов

Определение метеорологических минимумов осуществляется относительно модели воздушного судна, пункта вылета и посадки, экипажа самолета. 

Модель воздушного транспорта

Для каждой марки самолета предусмотрен свой перечень погодных условий, при которых судно допускается к полету. Минимум воздушного судна указывается в сопроводительной документации от производителя летательного аппарата. 

Например, минимумом для одного судна является скорость ветра до 50 м/с, для другого – до 30 м/с. Если в момент взлета ветер будет дуть со скоростью 40 м/с, то разрешат полет только первому самолету, второй же останется в аэропорту до наступления подходящей погоды. 

Кроме того, немаловажным является и направление ветра. Оптимальным вариантом считается посадка при встречном ветре, который снижает скорость движения самолета за счет сопротивления воздуха, чем сокращает дистанцию от момента посадки на взлетную полосу до точки полной остановки судна. 

Аэропорт вылета и посадки

Взлетно-посадочная полоса каждого аэропорта имеет свои особенности, которые зависят от рельефа местности с природными и искусственными препятствиями, характеристик осветительного и другого оборудования, а также станции радиолокации (для обнаружения летательных аппаратов). 

Например, свет от осветительных приборов, расположенных вдоль посадочной полосы, виден пилотам на расстоянии нескольких километров. Но, во время осадков или нависшего тумана предел видимости ухудшается и составляет всего несколько сотен метров – такие условия не гарантируют безопасной посадки, поэтому самолет не допускается к взлету. 

Если же взлетная полоса покрылась льдом и коэффициент сцепления шасси не превышает 0,3, то такой минимум является веской причиной для отмены полетов. 

Допуск пилотов

Минимум определяется в процессе обучения летчика и присвоения ему квалификации, подтверждающей допуск к полам в определенных погодных условиях. Для каждого пилота предусмотрена обязательная программа обучения летному делу. Специалисты высшего класса дополнительно стажируются, чтобы повысить квалификацию и получить метеоминимум для возможности управления самолетом в более сложных погодных условиях. 

Продолжительность грузоперевозки воздушным транспортом

Расчет метеорологических минимумов осуществляется в зависимости от длительности нахождения самолета в воздухе. Если судно будет находиться в полете на протяжении двух часов, то при допуске экипажа учитывается погода в пунктах вылета и приземления. Если полет более длительный, то пилот запрашивает метеорологические условия, которые возможны на всем протяжении пути, а затем сам принимает решение о вылете самолета, учитывая возможные риски.