Северный морской путь – это наиболее короткий маршрут между европейской частью РФ и Дальним Востоком, составляет 10,69 тысяч километров, проходит по морям – Баренцеву, Карскому, Чукотскому, Лаптевых, Восточно-Сибирскому, Берингову. СМП открыт для международного судоходства (является основной трассой между Европой и Азией) и перевозок внутри России. Начиная с 2009 года, грузооборот по СМП возрос в тысячи раз и достигает до 80 миллионов тонн. Основными портами является Мурманск, Архангельск, Нарьян-Мар, Дудинка, Игарка, пр. 

Морским путем в Северный регион России доставляют оборудование, продовольствие, медикаменты, топливо и др. грузы, необходимые для промышленности, людей, работающих вахтовым методом, и местного населения. Обратно корабли везут природные ископаемые, лесные и рыбные ресурсы. 

Северная морская трасса открывает максимально удобный и близкий путь к полезным ископаемым Сибири и Арктики. На сегодняшний день на этих территориях добывается более 25% общемирового природного газа и 10% - нефти. 

СМП соединяет реки, которые протекают через 70% территории России, что позволяет доставлять грузы в прибрежные области – экономика 29 регионов напрямую зависит от развития морского пути. Кроме того, СМП способствует развитию международной мировой торговли – отечественные производители не только выходят на рынки стран Азии, но и гораздо меньше тратят на перевозку и топливо, что снижает себестоимость товаров, делает такой способ доставки более доступным и выгодным.

С 2022 года крупнейшим импортером российских товаров стал Китай. Через СМП в китайские города Жичжао, Циндао и Циньчжоу поставляются огромные объемы природных ископаемых с Южно-Тамбейского месторождения, что обеспечивает РФ крупные вливания финансов. 

Перспективы использования морских маршрутов на севере для грузоперевозок

Недостаток Морского северного пути

Основная сложность для мореплавателей – это преодоление толстого слоя льда на территории Северного Ледовитого океана. Однако, мощные российские ледоколы с легкостью решают эту проблему и обеспечивают возможность круглогодичной доставки грузов по маршруту. В летние месяцы коммерческие суда могут проходить маршрут самостоятельно, а в холода их сопровождают ледоколы, способные пробить лед толщиной 2,25 м, при этом оставляют за собой проход в 33,5 м шириной. 

Интересные факты

В планах РФ до 2030 года:

  • Строительство ледоколов нового поколения класса «Лидер», способных пробивать лед толщиной до 4- м с образованием коридора шириной 60 м для коммерческих судов.
  • Модернизировать причалы и портовые сооружения в портах Диксон, Певек и Тикси, чтобы обеспечить возможность базирования аварийно-спасательных и гидрографических судов, ликвидации разлива нефти, хранения имущества спасательных групп, ремонта судов и пополнения судовых запасов. 
  • В Архангельске, Тикси, Певеке и на Зеленом Мысе планируется создать береговые комплексы по ремонту навигационного оборудования.
  • Провести площадную съемку рельефа дна по маршрутам перевозки углеводородного сырья.
  • Построить специализированный угольный перегрузочный комплекс мощностью 45 млн. т в бухте Мучке (порт Ванино).
  • Развивать базовую производственную инфраструктуру для производства оригиналов навигационных морских карт, а также создания пособий и руководств для мореплавателей.
  • Построить угольный порт мощностью 10 млн. т поблизости порта Шахтерск (Сахалин).
  • Строительство береговых средств навигационного оборудования и модернизация существующих СНО. 
  • Построить новые порты и перегрузочные комплексы для освоения новых территорий и месторождений. 

К 2035 году планируется построить в Архангельске новый глубоководный порт, способный, как и два других – в Мурманске и Сабетте, принимать суда, которые перевозят многие тысячи морских контейнеров с разноплановым грузом. Благодаря новому, комфортабельному порту, общий грузооборот по СМП вырастет в разы.  

В развитие Северного морского пути Россия планирует до 2035 года вложить 2 триллиона рублей и дополнительно – еще около 500 миллиардов рублей. 

Перспективы, связанные с использованием СМП

Динамика развития и возможности, которые предоставляет Морской северный путь, прежде всего, обеспечат популярность маршрута у перевозчиков и вот почему:

  • более короткое расстояние до портов Азии и Европы позволит грузоперевозчикам экономить на топливе и других расходах;
  • Северный морской путь находится вдали от мест дислокации морских пиратов; 
  • Россия не берет плату с кораблей за проход по своему отрезку СМП;
  • для прохода кораблям не нужно стоять в очередях; 
  • появление хороших условий для перевозки позволит работать по долгосрочным контактам;
  • расширение географии спроса за счет азиатских компаний;
  • появление новых ледоколов обеспечит бесперебойность грузоперевозок круглый год.

Итог

Транспортная стратегия России предполагает, что развитие судоходства по Северному морскому пути сделает морские грузоперевозки еще более доступными и качественными, позволит доставлять груз в отдаленные и труднодоступные районы страны, увеличит их территориальную и экономическую связь с другими регионами, а в будущем превратит СМП в трассу международного значения.

<