Северный морской путь – это наиболее короткий маршрут между европейской частью РФ и Дальним Востоком, составляет 10,69 тысяч километров, проходит по морям – Баренцеву, Карскому, Чукотскому, Лаптевых, Восточно-Сибирскому, Берингову. СМП открыт для международного судоходства (является основной трассой между Европой и Азией) и перевозок внутри России. Начиная с 2009 года, грузооборот по СМП возрос в тысячи раз и достигает до 80 миллионов тонн. Основными портами является Мурманск, Архангельск, Нарьян-Мар, Дудинка, Игарка, пр.
Морским путем в Северный регион России доставляют оборудование, продовольствие, медикаменты, топливо и др. грузы, необходимые для промышленности, людей, работающих вахтовым методом, и местного населения. Обратно корабли везут природные ископаемые, лесные и рыбные ресурсы.
Северная морская трасса открывает максимально удобный и близкий путь к полезным ископаемым Сибири и Арктики. На сегодняшний день на этих территориях добывается более 25% общемирового природного газа и 10% - нефти.
СМП соединяет реки, которые протекают через 70% территории России, что позволяет доставлять грузы в прибрежные области – экономика 29 регионов напрямую зависит от развития морского пути. Кроме того, СМП способствует развитию международной мировой торговли – отечественные производители не только выходят на рынки стран Азии, но и гораздо меньше тратят на перевозку и топливо, что снижает себестоимость товаров, делает такой способ доставки более доступным и выгодным.
С 2022 года крупнейшим импортером российских товаров стал Китай. Через СМП в китайские города Жичжао, Циндао и Циньчжоу поставляются огромные объемы природных ископаемых с Южно-Тамбейского месторождения, что обеспечивает РФ крупные вливания финансов.
Недостаток Морского северного пути
Основная сложность для мореплавателей – это преодоление толстого слоя льда на территории Северного Ледовитого океана. Однако, мощные российские ледоколы с легкостью решают эту проблему и обеспечивают возможность круглогодичной доставки грузов по маршруту. В летние месяцы коммерческие суда могут проходить маршрут самостоятельно, а в холода их сопровождают ледоколы, способные пробить лед толщиной 2,25 м, при этом оставляют за собой проход в 33,5 м шириной.
Интересные факты
В планах РФ до 2030 года:
- Строительство ледоколов нового поколения класса «Лидер», способных пробивать лед толщиной до 4- м с образованием коридора шириной 60 м для коммерческих судов.
- Модернизировать причалы и портовые сооружения в портах Диксон, Певек и Тикси, чтобы обеспечить возможность базирования аварийно-спасательных и гидрографических судов, ликвидации разлива нефти, хранения имущества спасательных групп, ремонта судов и пополнения судовых запасов.
- В Архангельске, Тикси, Певеке и на Зеленом Мысе планируется создать береговые комплексы по ремонту навигационного оборудования.
- Провести площадную съемку рельефа дна по маршрутам перевозки углеводородного сырья.
- Построить специализированный угольный перегрузочный комплекс мощностью 45 млн. т в бухте Мучке (порт Ванино).
- Развивать базовую производственную инфраструктуру для производства оригиналов навигационных морских карт, а также создания пособий и руководств для мореплавателей.
- Построить угольный порт мощностью 10 млн. т поблизости порта Шахтерск (Сахалин).
- Строительство береговых средств навигационного оборудования и модернизация существующих СНО.
- Построить новые порты и перегрузочные комплексы для освоения новых территорий и месторождений.
К 2035 году планируется построить в Архангельске новый глубоководный порт, способный, как и два других – в Мурманске и Сабетте, принимать суда, которые перевозят многие тысячи морских контейнеров с разноплановым грузом. Благодаря новому, комфортабельному порту, общий грузооборот по СМП вырастет в разы.
В развитие Северного морского пути Россия планирует до 2035 года вложить 2 триллиона рублей и дополнительно – еще около 500 миллиардов рублей.
Перспективы, связанные с использованием СМП
Динамика развития и возможности, которые предоставляет Морской северный путь, прежде всего, обеспечат популярность маршрута у перевозчиков и вот почему:
- более короткое расстояние до портов Азии и Европы позволит грузоперевозчикам экономить на топливе и других расходах;
- Северный морской путь находится вдали от мест дислокации морских пиратов;
- Россия не берет плату с кораблей за проход по своему отрезку СМП;
- для прохода кораблям не нужно стоять в очередях;
- появление хороших условий для перевозки позволит работать по долгосрочным контактам;
- расширение географии спроса за счет азиатских компаний;
- появление новых ледоколов обеспечит бесперебойность грузоперевозок круглый год.
Итог
Транспортная стратегия России предполагает, что развитие судоходства по Северному морскому пути сделает морские грузоперевозки еще более доступными и качественными, позволит доставлять груз в отдаленные и труднодоступные районы страны, увеличит их территориальную и экономическую связь с другими регионами, а в будущем превратит СМП в трассу международного значения.
<