Север Российской Федерации – направление, сложное для перевозки грузов, что связано с отсутствием постоянного транспортного сообщения и тяжелыми погодными условиями. 

Грузоперевозка выполняется несколькими видами транспорта. Схема доставки имеет сезонный характер: летом основной водной артерией для перевозки является река Лена, зимой – транспортировка осуществляется автомобилями по замерзшему грунту и льду, в межсезонье – возможны лишь авиаперевозки. 

Авиаперевозки

Наиболее надежный и быстрый способ доставки различных грузов, особенно актуальный для отдельных городов, недоступных для автотранспорта и при отсутствии водных и ж/д маршрутов. 

На сегодняшний день на территории Крайнего Севера находится более 30 аэропортов, 17 из которых размещены за полярным кругом. Большинство аэропортов принимают суда малой авиации, но некоторые работают с самолетами всех типов (например, аэропорт Сабетта, что на Ямале). 

Преимущества авиаперевозок

  • Высокая скорость доставки из одной точки в другую.
  • Возможность транспортировки грузов в районы с неразвитой ж/д и дорожной инфраструктурой.
  • Высокий уровень безопасности – самолет менее подвержен тряске, чем автомобили и ж/д вагоны, поэтому за сохранность хрупкого и ценного груза отправитель может не переживать. 

Конечно, авиационная доставка обойдется в разы дороже, чем грузоперевозка другими видами транспорта, но и скорость значительно выше. Кроме того, большинство перевозчиков предоставляют скидки на транспортировку товаров определенного веса и габаритов, например, на перевозку грузов массой до 30 кг. 

Самолетами доставляют сборные и генеральные грузы, скоропортящиеся и температурные, а также топливо, оборудование, технику, продовольствие, ценные грузы (документы, деньги, драгоценности, культурные ценности). 

Водный транспорт

Речное сообщение возможно в период летней навигации, что зависит от расположения населенного пункта – с мая по октябрь или с июня по сентябрь.

Плюсы доставки по воде

  • Наиболее низкая стоимость по сравнению с другими видами транспорта.
  • Возможность транспортировки крупных партий товара, крупногабарита, тяжеловесных грузов. 
  • Быстрая погрузка – выгрузка, благодаря оснащению портов.
  • Высокая надежность – риск потерь в результате форс-мажора составляет всего 1%.
  • Единые правовые нормы для всех стран мира, что упрощает процедуру оформления груза. 

В большинстве своем суда перевозят сыпучие грузы (стройматериалы, зерно, уголь), жидкости в специальных емкостях, габаритное и многотоннажное оборудование, металлоконструкции, технику, контейнеры с товарами народного потребления (текстиль, пищевые продукты, пр.).  

Основным видом транспорта являются крупнотоннажные баржи, которые за один раз способны перевозить большие объемы грузов. Баржи оснащены кранами, обеспечивающими удобство погрузки – выгрузки контейнеров, крупногабарита и негабарита. Кроме того, наличие аппарелей позволяет тяжелой спецтехнике и автомобилям самостоятельно въезжать на палубу. 

Железнодорожная доставка

Ж/д перевозки на Север пользуются большим спросом, благодаря низкой стоимости и другим преимуществам:

  • развитость ЖД инфраструктуры позволяет доставлять товары на большие расстояния, в том числе – в наиболее удаленные места;
  • большой объем разовой грузоперевозки – в состав поезда может входить до 80 вагонов;
  • безопасность груза обеспечивается устойчивостью железнодорожного транспорта, низким уровнем происшествий на железной дороге;
  • наименьшие цены за доставку по сравнению в авто- и авиаперевозкой;
  • большое разнообразие вагонов, платформ и контейнеров, что позволяет перевозить любые грузы;
  • точность расписания движения поездов, независимость от погодных условий и пробок гарантирует, что груз будет получен точно в указанное время. 

Железнодорожным транспортом можно отправить на Север любые товары, в том числе температурные и скоропортящиеся грузы, автомобили и мототехнику. Сложность грузоперевозки такого типа – удаленность точек отправки и назначения от железнодорожных путей. 

Автомобильный транспорт

Автодоставка осуществляется по зимникам – дороги проходят через леса, замерзшие болота, реки и ручьи. Для возможности проезда зимник подготавливается – пробиваются дороги сквозь снежные сугробы, а в процессе эксплуатации расчищается снег, устраняется наледь, подсыпаются подъемы. 

Выгоды автоперевозки

  • Универсальность – современные грузовики способны перевозить любые виды грузов, в том числе, опасные, температурные и негабарит.
  • Возможность грузоперевозки по схеме «от дверей к двери».
  • Наиболее финансово выгодный вариант для перевозки сборных грузов.
  • Оперативность – отправка товара возможна в день подачи заявки.
  • Контроль местоположения груза при использовании современных системы слежения.
  • Минимальный риск отклонения от сроков, в отличие от доставки водным транспортом. 

Стоимость автоперевозки немного выше цены транспортировки грузов ж/д и водным транспортом, но для многих северных районов перевозка зимниками является единственно возможным способом доставки. 

Стандартно по зимникам доставляются грузы с середины декабря до середины апреля, но срок и возможность эксплуатации трассы зависит от погоды. Существуют автодороги двух видов:

  • обычные – грузоперевозки осуществляются только в морозы (стандартно с середины декабря и до марта);
  • длительного срока действия – перевозка по таким зимникам доступна летом, в межсезонье и холода.

Грузоперевозка по зимникам возможна лишь при температуре окружающей среды не выше -8 градусов, иначе снег будет таять, и дорога покроется непроходимой кашей. Машины для Крайнего Севера оборудуются двойным лобовым стеклом и оснащаются дополнительным топливным баком, что позволяет продолжать движение при крайне низких температурах и дефиците заправок на дорогах. 

Мультимодальные перевозки

Наиболее популярный вариант доставки в северные регионы России, заключается в использовании нескольких видов транспорта в рамках одной грузоперевозки, позволяет перевозить грузы в любое время, независимо от поры года и погоды. 

Например:

  • до морского порта в Астрахани доставка осуществляется по железной дороге или воздушным транспортом, затем судном – к одному из портов на Крайнем Севере и дальше – автомобилем до конечной точки;
  • авиадоставка срочного груза из аэропорта в аэропорт и дальше – грузовиком до места назначения;
  • доставка поездом до станции, ближайшей к точке доставки и дальше – автомобилем по зимнику или речным транспортом, самолетом или вертолетом. 

От порта, ж/д станции, аэропорта возможна перевозка грузов вездеходом, на оленях, снегоходом. 

Транспортные компании подбирают оптимальный маршрут при учете всех факторов – типа и характеристик груза, необходимой скорости доставки, времени года и пожеланий клиента.