Север России характеризуется суровым климатом. В этих краях наиболее распространены предприятия добывающей и перерабатывающей промышленности, для успешного развития которой осуществляются поставки техники и оборудования с других частей РФ. Не менее важными являются поставки продовольствия на Крайний Север.
Организация поставок различных товаров – несложная задача, но подготовка грузов и процесс транспортировки требуют внимания. Учитывая возможные препятствия в дороге и климатические условия, сохранность товара зависит от упаковки – используемого материала и грамотно выполненного процесса.
Особенности северной упаковки
Для грузов, отправляющиеся на Север, разработан ГОСТ 15846-2002, в котором указаны упаковочные материалы и способы упаковки, призванные обеспечить сохранность товара каждого типа.
Упаковка должна соответствовать следующим критериям:
- многослойность;
- снижение теплообмена между грузом и окружающей средой при перепадах температур;
- влагопоглощение;
- защита товара от механических повреждений.
Кроме того, упаковка обеспечивает формирование грузовых мест, рациональное использование полезного пространства, эффективный контроль и учет транспортируемых товаров, погрузки и выгрузки.
Разновидности упаковки северных грузов
Решение по материалам и виду тары подбирается при учете характеристик товара, климатических условий, в которых он будет находиться при перевозке и дальнейшем хранении.
- Деревянные ящики. Вариант для крупных и штучных грузов. Внутри ящики утепляются для поддержания температуры, а при необходимости выстилаются воздушно-пузырьковой пленкой – для защиты от ударов о деревянные стенки. Ящики выдерживают нагрузку до 250 кг.
- Поддон с деревянной обрешеткой. Тара для надежной фиксации крупногабарита в неподвижном положении.
- Вакуумная металлизированная пленка. Материал, оптимально подходящий для перевозки оборудования и техники в холодном климате, выдерживающий температуру до -40 градусов. Многослойная структура пленки защищает от низких температур и резких температурных перепадов, а прослойка из силикагеля хорошо поглощает лишнюю влагу.
- Гофрокартон. Снижает теплообмен и силу случайного удара, что бывает при качке судна или перевозке по северным дорогам – зимнику.
- Пенополистирол, пенопласт – отлично защищают от температурных перепадов и ударов.
При перевозке грузов в контейнерах используется такая же упаковка, так как металлическая конструкция не может в полной мере защитить от морозов.
Оптимальная упаковка для некоторых грузов (по ГОСТ 15846-2002)
Наименование груза |
Вид упаковки, ГОСТы |
Продукты питания |
|
Фасованный желатин, лимонная кислота, яичный порошок, сухое молоко |
Ящики из фанеры (ГОСТ 10131) или влагостойкого гофрокартона (ГОСТ 13511) |
Напитки в стеклянных бутылках (вино, коньяк, водка, пиво, соки, минеральная вода), а также растительные масла |
Плотные дощатые ящики (ГОСТ 13358 и 10131), выложенные внутри войлоком, трехслойным гофрокартоном, пенопластом или соломой. Бутылки отделяются друг от друга перегородками или оборачиваются двухслойным гофрокартоном. |
Нефасованные жидкости (соки, спирт, эссенции, растительное масло, коньяк) |
Перевозятся в бочках (ГОСТ 13950) или флягах (ГОСТ 5037) из пищевой стали, специализированных контейнерах. |
Зерно, бобовые, крупа, мука, сахар, соль |
Упаковываются в тканевые или продуктовые мешки (ГОСТ 30090) нормальной или повышенной прочности, зашитые машинным швом с оставлением гребня. |
Кондитерские изделия |
Металлические банки или ящики из гофрокартона с покрытием из полиэтилена или парафина, либо планочные мешки (ГОСТ 19360) с герметичной запайкой. |
Копчености (сырокопченые, полукопченые и варено-копченые колбасы), соленое сало |
Бочки (ГОСТ 8777) или плотные деревянные ящики (ГОСТ 10131). |
Масло коровье топленое, брынза, солонина, животные жиры, копчености с заливкой жиром |
Деревянные заливные бочки (ГОСТ 8777), снащенные мешками-вкладышами или выстланные пленкой. |
Фасованное коровье масло, маргарин, жиры |
Плотные деревянные ящики (ГОСТ 10131). |
Замороженное мясо (птица, свинина, говядина) |
Продукция, обернутая полимерной пленкой, пергаментом или другим материалом, упаковывается в деревянные ящики или из трехслойного гофрокартона. |
Соленые томаты, грибы, огурцы, капуста, рыба |
Перевозится в деревянных заливных бочках (ГОСТ 8777). |
Замороженные ягоды, овощи и фрукты |
Транспортируются в пленочных мешках-вкладышах, уложенных в ящики из гофрокартона. |
Свежие овощи и фрукты |
Укладываются в решетчатые ящики, которые размещаются на утепленных и вентилируемых поддонах или в контейнерах. |
Текстиль, одежда, обувь, пр. |
|
Хлопковое волокно, галантерея, трикотажные изделия, обувь, одежда |
Размещаются в плотных дощатых ящиках, выстланных упаковочной бумагой и уложенных в контейнеры. |
Спецодежда (хлопчатобумажная и брезентовая), различные ткани |
Укладывается в тюки (ткани могут быть в рулонах), которые оборачиваются упаковочной бумагой или полимерной пленкой, неткаными материалами, затем обвязываются веревкой |
Оборудование, инструмент, техника |
|
Детали и узлы машин, запчасти, арматура, крепежные изделия, инструмент |
Перевозятся в плотных (ГОСТ 18617) и решетчатых (ГОСТ 15623) ящиках. Плотные ящики обиваются или выстилаются влагонепроницаемым материалом. |
Строительные и дорожные машины, спецтехника (бульдозеры, погрузчики, краны, пр.), оборудование для геологоразведки, предприятий общепита и торговли, станки |
Перевозятся в разобранном и собранном виде, упакованные в многослойную металлизированную пленку, ящики, деревянную обрешетку. |
Измерительные приборы, аппаратура, электроника, бытовая техника |
Ящики плотные дощатые, выстланные влагонепроницаемым материалом, а также древесной стружкой, войлоком и другими амортизаторами. Ящики укладываются в металлические контейнеры, утепленные пенополистиролом. |
В соответствии с правилами перевозки грузов, за упаковку несет ответственность грузоотправитель. Но обычно при оформлении договора, именно компания-перевозчик отвечает за транспортную упаковку. Материалы и способы указываются в договоре.