Север России характеризуется суровым климатом. В этих краях наиболее распространены предприятия добывающей и перерабатывающей промышленности, для успешного развития которой осуществляются поставки техники и оборудования с других частей РФ. Не менее важными являются поставки продовольствия на Крайний Север. 

Особенности упаковки грузов для перевозки в северные регионы

Организация поставок различных товаров – несложная задача, но подготовка грузов и процесс транспортировки требуют внимания. Учитывая возможные препятствия в дороге и климатические условия, сохранность товара зависит от упаковки – используемого материала и грамотно выполненного процесса. 

Особенности северной упаковки

Для грузов, отправляющиеся на Север, разработан ГОСТ 15846-2002, в котором указаны упаковочные материалы и способы упаковки, призванные обеспечить сохранность товара каждого типа. 

Упаковка должна соответствовать следующим критериям:

  • многослойность;
  • снижение теплообмена между грузом и окружающей средой при перепадах температур;
  • влагопоглощение;
  • защита товара от механических повреждений.

Кроме того, упаковка обеспечивает формирование грузовых мест, рациональное использование полезного пространства, эффективный контроль и учет транспортируемых товаров, погрузки и выгрузки.

Разновидности упаковки северных грузов

Решение по материалам и виду тары подбирается при учете характеристик товара, климатических условий, в которых он будет находиться при перевозке и дальнейшем хранении.

  • Деревянные ящики. Вариант для крупных и штучных грузов. Внутри ящики утепляются для поддержания температуры, а при необходимости выстилаются воздушно-пузырьковой пленкой – для защиты от ударов о деревянные стенки. Ящики выдерживают нагрузку до 250 кг. 
  • Поддон с деревянной обрешеткой. Тара для надежной фиксации крупногабарита в неподвижном положении.
  • Вакуумная металлизированная пленка. Материал, оптимально подходящий для перевозки оборудования и техники в холодном климате, выдерживающий температуру до -40 градусов. Многослойная структура пленки защищает от низких температур и резких температурных перепадов, а прослойка из силикагеля хорошо поглощает лишнюю влагу. 
  • Гофрокартон. Снижает теплообмен и силу случайного удара, что бывает при качке судна или перевозке по северным дорогам – зимнику.
  • Пенополистирол, пенопласт – отлично защищают от температурных перепадов и ударов.

При перевозке грузов в контейнерах используется такая же упаковка, так как металлическая конструкция не может в полной мере защитить от морозов. 

Особенности упаковки грузов для перевозки в северные регионы

Оптимальная упаковка для некоторых грузов (по ГОСТ 15846-2002)

Наименование груза

Вид упаковки, ГОСТы

                                                              Продукты питания

Фасованный желатин, лимонная кислота, яичный порошок, сухое молоко

Ящики из фанеры (ГОСТ 10131) или влагостойкого гофрокартона (ГОСТ 13511)

Напитки в стеклянных бутылках (вино, коньяк, водка, пиво, соки, минеральная вода), а также растительные масла 

Плотные дощатые ящики (ГОСТ 13358 и 10131), выложенные внутри войлоком, трехслойным гофрокартоном, пенопластом или соломой. Бутылки отделяются друг от друга перегородками или оборачиваются двухслойным гофрокартоном. 

Нефасованные жидкости (соки, спирт, эссенции, растительное масло, коньяк)

Перевозятся в бочках (ГОСТ 13950) или флягах (ГОСТ 5037) из пищевой стали, специализированных контейнерах. 

Зерно, бобовые, крупа, мука, сахар, соль

Упаковываются в тканевые или продуктовые мешки (ГОСТ 30090) нормальной или повышенной прочности, зашитые машинным швом с оставлением гребня. 

Кондитерские изделия

Металлические банки или ящики из гофрокартона с покрытием из полиэтилена или парафина, либо планочные мешки (ГОСТ 19360) с герметичной запайкой. 

Копчености (сырокопченые, полукопченые и варено-копченые колбасы), соленое сало

Бочки (ГОСТ 8777) или плотные деревянные ящики (ГОСТ 10131).

Масло коровье топленое, брынза, солонина, животные жиры, копчености с заливкой жиром

Деревянные заливные бочки (ГОСТ 8777), снащенные мешками-вкладышами или выстланные пленкой. 

Фасованное коровье масло, маргарин, жиры

Плотные деревянные ящики (ГОСТ 10131).

Замороженное мясо (птица, свинина, говядина)

Продукция, обернутая полимерной пленкой, пергаментом или другим материалом, упаковывается в деревянные ящики или из трехслойного гофрокартона.

Соленые томаты, грибы, огурцы, капуста, рыба

Перевозится в деревянных заливных бочках (ГОСТ 8777).

Замороженные ягоды, овощи и фрукты

Транспортируются в пленочных мешках-вкладышах, уложенных в ящики из гофрокартона. 

Свежие овощи и фрукты

Укладываются в решетчатые ящики, которые размещаются на утепленных и вентилируемых поддонах или в контейнерах.

                                                      Текстиль, одежда, обувь, пр.

Хлопковое волокно, галантерея, трикотажные изделия, обувь, одежда

Размещаются в плотных дощатых ящиках, выстланных упаковочной бумагой и уложенных в контейнеры. 

Спецодежда (хлопчатобумажная и брезентовая), различные ткани

Укладывается в тюки (ткани могут быть в рулонах), которые оборачиваются упаковочной бумагой или полимерной пленкой, неткаными материалами, затем обвязываются веревкой

                                              Оборудование, инструмент, техника

Детали и узлы машин, запчасти, арматура, крепежные изделия, инструмент

Перевозятся в плотных (ГОСТ 18617) и решетчатых (ГОСТ 15623) ящиках. Плотные ящики обиваются или выстилаются влагонепроницаемым материалом.

Строительные и дорожные машины, спецтехника (бульдозеры, погрузчики, краны, пр.), оборудование для геологоразведки, предприятий общепита и торговли, станки 

Перевозятся в разобранном и собранном виде, упакованные в многослойную металлизированную пленку, ящики, деревянную обрешетку.

Измерительные приборы, аппаратура, электроника, бытовая техника 

Ящики плотные дощатые, выстланные влагонепроницаемым материалом, а также древесной стружкой, войлоком и другими амортизаторами. Ящики укладываются в металлические контейнеры, утепленные пенополистиролом.

В соответствии с правилами перевозки грузов, за упаковку несет ответственность грузоотправитель. Но обычно при оформлении договора, именно компания-перевозчик отвечает за транспортную упаковку. Материалы и способы указываются в договоре.