Республика Саха – самая большая административная единица России и всего мира. Общая площадь Якутии (ее континентальной и островной части) составляет 3,1 млн. км². Более половины территории находится за полярным кругом. 

Якутия – регион с богатыми природными ресурсами. На ее территории добывается 17% золота от общего запаса РФ, 82% алмазов, 61% урана, 40% угля, 82% сурьмы, 8% ртути, 28% олова и 6,2% железной руды. Кроме того, имеются немалые запасы редкоземельных металлов, нефти и газа. Добывающая промышленность активно развивается, что требует обеспечения надежной транспортной инфраструктуры для доставки стройматериалов, оборудования, техники, топлива, продуктов питания, а также вывоза добытых ресурсов. 

Однако, Республика Саха является одним из наиболее труднодоступных и изолированных районов России – около 90% территории не имеют круглогодичного транспортного сообщения. Транспортная система Якутии безальтернативна – существуют рабочие схемы доставки, каждая состоит из нескольких этапов, которые включают в себя сезонные пути. 

Особенности транспортной инфраструктуры Якутии 

Речной транспорт

Большая площадь территории, особенности природно-климатических условий и наличия крупнейшей речной артерии позволяет выделить речной транспорт, как наиболее востребованный и дешевый. Протяженность водных путей, которые подлежат эксплуатации, составляет 21,8 тыс. км, из них 13,6 тыс. км обслуживаются, а необходимый уровень глубины обеспечивается на 9,2 тыс. км. 

Грузоперевозки водным транспортом осуществляются по руслу шести рек: Лена – протяженность 4440 км, Анабар – 939 км, Оленёк – 2292 км, Яна – 872 км, Индигирка – 1726 км, Колыма – 2129 км и часть Северного морского пути – 4,5 тысяч км. Основная водная магистраль – река Лена, крупнейшая в мире артерия, протекающая по территории вечной мерзлоты. 

По речным путям Якутии доставляется груз в 17 районов из существующих 34 и город Якутск. Грузоперевозки начинаются в период открытия навигации – от верховья реки Лены. Доставка осуществляется судами класса «река–море» до русла северных рек и уже по ним до районных центров, где грузы хранятся на складах и с наступлением зимы развозятся автомобилями по зимникам к населенным пунктам. 

Такая схема доставки может занять до 1 года. Навигация на реках допускается на протяжении 45-130 дней, что зависит от района, уровня воды и других условий. На реках Лена, Яна, Индигирка, Колыма навигация начинается с конца мая-начала июня, на реке Оленёк – с конца июля-начала августа. Движение судов на морских участках проходит с 15 июля по 7 октября. 

В летние месяцы реки Якутии мелеют, поэтому вводятся ограничения по осадке судов, что приводит к потере провозной способности в период мелководья. Например, по реке Яна суда эксплуатируются с загрузкой 30-50 %, по Индигирке – с загрузкой 50 %. Кроме того, ситуация ухудшилась в связи с частыми и обширными лесными пожарами в бассейнах рек Лены и Колымы. Густой дым вдоль русел рек снижает видимость практически до нуля, поэтому с 5 по 12 августа движение судов вниз по течению не допускается. 

Ограничения, связанные с обмелением рек и пожарами, значительно снижают грузооборот речного транспорта. 

Железнодорожный транспорт

На территории Якутии проходит Амуро-Якутская магистраль (протяженность 767 км), которая соединяет Транссибирскую и Байкало-Амурскую магистрали с противоположным берегом реки Лены. Отсутствие моста через реку исключает возможность прокладки ж/д пути до столицы Республики Саха – Якутска, поэтому грузы, которые доставляются ж/д транспортом, переправляются через реку на судах или хранятся на складах поселка Нижний Бестях до начала зимы и, затем переправляются по льду на грузовиках. В 2021 г началось строительство автомобильного моста, который позволит решить проблему переправления грузов и пассажиров через реку на протяжении всего года. 

Автомобильные грузоперевозки

При отсутствии разветвленной сети железных дорог автомобили являются единственным доступным наземным транспортом. При этом автомобильная сеть развита довольно слабо, к тому же, отдельные участки дорог являются территориально изолированными и могут использоваться только в определенное время года. 

Наиболее востребованными являются автозимники – дороги, проходящие через леса, замерзшие болота, реки и ручьи, допускаются к использованию в зимнее время. 

Кроме того, по территории Якутии проходят три трассы федерального значения. А-360 «Лена» (протяженность 1157 км) – соединяет трассу Р-297 «Амур» и поселок Нижний Бестях. Трасса не доходит до города Якутск из-за отсутствия моста через реку Лену. В летний период грузы и пассажиры переправляются на паромах, с декабря по апрель – по льду на автомобиле, в период ледохода и ледостава – судами на воздушной подушке. В Нижнем Бестяхе автодорога стыкуется с трассой Р-504 «Колыма» (протяженность 2032 км), которая соединяет населенный пункт с Магаданом и выходит к побережью Тихого океана. 

В процессе строительства находится трасса федерального значения А-331 «Вилюй», которая будет соединять город Тулун (Иркутская область) с городом Якутск, при этом проходить через Братск, Усть-Кут, Мирный. На территории Якутии действующим является участок от Мирного до Якутска. В Иркутской области – от Тулуна до Усть-Кута. Остальные участки соединяются зимниками. 

Общая протяженность автомобильных дорог в Якутии – 38 998,7 км, но более половины являются автозимниками и используются только в сезон. Протяженность дорог с твердым покрытием – 12 205,9 км. 

Особенности транспортной инфраструктуры Якутии

Воздушные перевозки

Авиаперевозки – единственная возможность круглогодичной транспортировки грузов во все районы и населенные пункты Республики Саха. На территории Якутии имеются 31 действующий аэропорт. Однако, из-за высокой стоимости доставки объем грузоперевозок воздушным транспортом незначительный – в основном перевозятся продукты питания и лекарственные средства.

В Арктической зоне Якутии имеется 14 аэропортов и одна авиационная площадка (в поселке Нижнеянск). В данные аэропорты совершаются полеты с частотой 1-2 рейса в неделю – воздушные суда отправляются из административного центра. Местные грузоперевозки осуществляют борт АН‑24, рассчитанный на 48 мест и Let L‑410

Turbolet – на 19 мест. При этом уровень загрузки может достигать всего 30-70 %, что экономически неэффективно. Поэтому авиакомпаниями максимально сокращается частота рейсов для увеличения коэффициента загрузки. 

Выводы

При организации перевозок грузов и пассажиров в пригородном сообщении преимущественно используется автотранспорт, для междугороднего сообщения внутри региона – воздушные суда. Доставка грузов в Якутию из других регионов РФ выполняется речным и железнодорожным транспортом с перегрузкой на грузовики – для транспортировки в населенные пункты по зимникам. 

На территории Республики Саха сформировано несколько схем транспортной обеспеченности региона.

Центральный транспортный узел (г. Якутск)

Расположен на пересечении федеральных трасс «Лена, «Колыма» и «Вилюй», а также железной дороги «Беркакит–Томмот–Нижний Бестях» и водного пути по реке Лена «Усть-Кут–Ленск–Якутск–Тикси». Круглогодичная связка пути с федеральными трассами исключается отсутствием моста через реку Лена.

Южный транзитный транспортный узел (г. Нерюнгри)

Якутск–Алдан–Нерюнгри. Обеспечивает круглогодичную доставку грузов, доступность к федеральной трассе «Лена» и «Амур» Якутской ж/д, через которые и происходит связь с общероссийской транспортной сетью. Ограниченное сообщение – в период весеннего таяния льда и осеннего ледостава. 

Западный транспортный узел (г. Мирный)

Образовался вследствие развития алмазодобычи, сеть проходит через Усть-Кут–Ленск–Мирный–Удачный–Оленёк–Саскылах.

Восточная транзитная транспортная ось 

Проходит через Якутск–Хандыга–Усть-Нера, дополняется автозимниками для грузоперевозки в арктические районы с конечными пунктами Депутатский и Зырянка. 

Арктическая транспортная ось

Проходит через Якутск–Тикси и арктические реки, сочетается с автозимниками, обеспечивающими «Северный завоз». Эксплуатация оси затруднена из-за мелководности морского порта Тикси, что ограничивает возможность обслуживания грузовых судов.

Формирование транспортной системы Якутии обусловлено развитием добывающей промышленности в регионе, но не обеспечивает круглогодичной доставки грузов в малонаселенные поселения, что препятствует социальному и экономическому Республики Саха. Виду природно-климатических условий Якутии, единственно возможным является развитие сети воздушного транспорта для местных грузоперевозок.