Север России является поставщиком природных ресурсов для нужд промышленности самой РФ и всего мира. Однако, северные регионы не могут самостоятельно обеспечить людей производственную базу и хозяйственный комплекс всем необходимым, поэтому довольно востребованной является доставка на Север строительной техники (кранов, экскаваторов, бетономешалок, тракторов, пр.), буровых установок, автомобилей, крупногабаритного промышленного и энергетического оборудования, маломерных судов и других негабаритных грузов. 

Особенности перевозки негабаритных грузов в северные регионы

Негабарит – груз, ширина которого превышает 2,55 м, высота над проезжей частью – 4 м, длина – от 2 м свеса за бортом грузовика, масса – от 38 т. 

Наиболее распространенный способ доставки негабаритного груза, обеспечивающий вариант «от двери к двери». Автоперевозки в северные районы могут использоваться как самостоятельный вид транспортировки, так и как часть мультимодальных перевозок – при сочетании с водным, железнодорожным или воздушным транспортом.

Мультимодальные перевозки требуют согласованности действий транспортных компаний, предоставляющих автомобили и водный транспорт с графиком полетов и движения поездов. Налаженные связи между участниками процесса позволят наиболее эффективно и оперативно решать поставленные задачи.

Авиадоставка 

Осуществляется круглый год, но является наиболее дорогостоящей. Вариант актуальный лишь в случае срочной доставки груза, например, медицинского или бурового оборудования. 

Железнодорожные грузоперевозки

Наиболее быстрый и финансово доступный вариант доставки грузов, но требующий большого пакета документов, оформление которых может занять много времени. Заказчику также придется получать разрешение в подразделении Минтранса.

Грузовым поездом возможна транспортировка грузов общей массой до 500 тонн. 

Морские перевозки 

Занимают много времени – до 1-2 месяцев, но наиболее выгодные финансово при доставке крупной партии груза. При транспортировке на судах и баржах не существует никаких ограничений по габаритам и массе груза, а также нет необходимости в оформлении разрешения. 

Автомобильные грузоперевозки

Самостоятельная доставка автомобилем на Север осуществляется в летний период или по зимнику в январе-феврале. В межсезонье проезд груженых машин по скользкой подмерзающей земле или слякоти практически невозможен и опасен. 

Транспорт для перевозки негабарита

Для эффективной транспортировки негабарита используются низкорамные тралы. Трал – полуприцеп с низко расположенной рамой, который сцепляется с мощным тягачом для возможности перемещения. В зависимости от параметров груза подбираются тралы на 2-8 осей, емкостью до 80 т, высотой погрузки – 500-920 мм. 

Преимущества перевозки низкорамными тралами

  • На ровной площадке без ограждений можно размещать грузы, габариты которых значительно превышают размер стандартных полуприцепов. 
  • Множество пар колес позволяет равномерно распределить вес груженого трала по дорожному полотну, что дает возможность транспортировать крупногабарит без ограничений нагрузки на ось.
  • Платформа небольшой высоты, благодаря чему центр тяжести транспорта смещен вниз, что обеспечивает необходимую устойчивость на поворотах, облегчает погрузку-разгрузку, позволяет перевозить негабарит большой высоты под ЛЭП и мостами.

Для надежного крепления грузов по всей длине используются монтажные петли и проушины, крепежные крюки. Наличие лебедки с тросами облегчает погрузку-разгрузку негабарита, позволяет заказчикам сэкономить на оплате дополнительной техники. Применение подкатных тележек облегчает погрузку нетяжелого крупногабарита. Если длины обычного трала недостаточно, то можно состыковать основную платформу с дополнительным модулем или использовать машины с телескопически раздвигающейся платформой. 

Использование тралов позволяет перевозить негабаритные грузы без необходимости соблюдения условий транспортировки негабарита. Например, любой груз высотой 3 м в кузове обычного авто будет считаться негабаритным, потребует от ТК разработки специального маршрута и разрешения на перевозку от властей. Тогда как этот же груз на низкорамном трале впишется в заданные законом 4 м и будет доставлен в обычном режиме. 

Правила перевозки негабарита

  • По улицам населенного пункта транспорт с негабаритом движется в сопровождении автомобиля, маркированного желто-красными полосами и предупреждающими надписями. В задней части платформы должны быть закреплены красные фонари и знаки «Негабаритный груз».
  • Скорость движения тягача составляет не более 60 км/ч, а по зимнику – и того меньше, на мостах – 15 км/ч. 
  • Маршрут следования разрабатывается при учете наличия мостов, ЛЭП и радиуса поворотов на пути следования. 
  • В темное время суток и в условиях плохой видимости трал должен прекратить движение. 

Для возможности перевозки негабарита, необходимо получение разрешения в региональном подразделении Минтранса РФ. Заказчику нужно иметь технический паспорт и чертежи груза, страховой полис, а также подробный маршрут с указанием туннелей, мостов и других преград на пути следования, описанием особенностей дорог. Документация согласовывается в Минтрансе, затем передается в отдел ГИБДД, который и выдает разрешение, выделяет машины сопровождения в каждом городе по пути следования. Весь процесс занимает 1-2 дня.

Особенности перевозки негабаритных грузов в северные регионы

Особенности автоперевозки грузов на Север

Доставка грузов в северные районы РФ сопряжена с рядом трудностей, что связано с геологией местности и суровыми климатическими условиями. 

  • Утрата груза. Риск возможен, если машину в пути застает весенняя оттепель или осенние заморозки. 
  • Проблема топлива. При критически низких температурах повышается расход топлива и горюче-смазочных материалов, при этом заправка не всегда возможна из-за малого количества АЗС на пути и дефицита топливных продуктов. 
  • Необходимость дополнительного оборудования. При доставке по зимнику часто встречаются нерасчищенные участки, что требует привлечения спецтехники для приведения дороги в допустимое состояние. Кроме того, транспортировка тяжеловесного груза по жидкой грязи в летнюю пору и зимнику на водоемах требует укрепления пути для безопасного провоза. 
  • Длительная доставка. Нестабильность дорог, погодные условия, сезонность, недостаток топлива могут привести к нарушению графика перевозки и дополнительным издержкам в пути. 
  • Сложные условия для водителей. Доставка грузов в северные регионы в зимнее время сопряжена с риском обморожения, летом – с нападками мошкары и постоянной грязью на дорогах. 
  • Риск заблудиться. Зимник – дорога по заснеженной равнине или обледеневшему водоему, которая оснащена временными указателями малозаметными в непогоду, что снижает надежность и безопасность грузоперевозки. 
  • Нестабильная цена. Несмотря на прейскурант, который имеется в каждой ТК, стоимость грузоперевозки может меняться в разы, что зависит от множества факторов. 

Чтобы минимизировать риски, при выборе транспортной компании для грузоперевозки негабарита на Север, рекомендуется выбирать транспортную компанию, которая работает на рынке услуг довольно длительное время, имеет большой опыт в сфере доставки в северные регионы и отзывы реальных клиентов, предоставляет полный спектр услуг и не требует предоплаты.